Маневрирование в оживленной акватории может стать настоящим испытанием для новичка, в то время как для опытного моряка оно не составит труда. В таких случаях лучше включить двигатель, но опытный моряк всегда сможет осуществить маневр, даже если мотор подведет

Овладев основами управления автомобилем, начинающий водитель отрабатывает умение парковать машину, поворачивать, начинать движение на подъеме и т. д. Аналогично, когда моряк новичок научился управлять яхтой в основных положениях, он может применить свои знания на практике при выполнении более сложных маневров. Моряку на швертботе, например, нужно научиться подходить под парусом к берегу и отходить от него, шкиперу килевой яхты необходимо умение подходить к причалу.
Эти самые обычные процедуры требуют только основных навыков управления лодкой, описанных выше в этой главе. Однако могут возникнуть трудности, связанные с рядом обстоятельств, такими, как сильный ветер, или мелководье при движении на швертботе, или порывистый ветер у причала яхты. Поэтому основные навыки следует развивать и укреплять до тех пор, пока управление яхтой в любую погоду, при любом ветре и волнении моря, не станет автоматическим.

Движение под парусом к мертвому якорю
Это один из самых распространенных маневров. Большинство яхт, по крайней мере иногда, швартуется к мертвому якорю. Хотя ради осторожности разумнее при этом воспользоваться мотором, движение под парусом в данной ситуации может представлять собой красивое зрелище, если, конечно, все выполнено правильно. Как бы то ни было, полезно приобрести эти навыки на случай, если откажет мотор.
Швартовка под парусом при аккуратном выполнении не представляет особого риска для яхты или других судов на стоянке, хотя и требует некоторого уровня мастерства, так как зависит от силы и направления ветра.
Яхту следует привести в подходящее положение при попутном ветре относительно причала, затем повернуть ее прямо против ветра так, чтобы она, постепенно теряя скорость, дрейфовала к мертвому якорю. Важно знать, как далеко пройдет яхта после поворота к ветру, потому что в это время паруса будут заполаскивать, а скорость — уменьшаться. Шкипер должен научиться точно рассчитывать подход, так как, если лодка пройдет мимо мертвого якоря, придется возвращаться на исходную точку и повторять попытку. Если яхте не хватит запаса скорости, она остановится посреди переполненной стоянки, и ситуация будет очень неприятной.
Лучше всего идти под парусом при боковом ветре до точки поворота так, чтобы якорь находился с подветренной стороны.

Чтобы поднять мертвый якорь при движении под парусом, используя только стаксель, подойдите к нему курсом бакштаг с подветренной стороны (1). Дойдя до точки поворота, мягко приведите судно к ветру (поверните нос против ветра) и вытравите стаксель, чтобы остановиться возле буя (2)

Это расстояние бывает разным в зависимости от силы ветра и способа управления яхтой. Чтобы научиться его определять, потребуется мастерство и опыт.

Pages: 1 2

 

Comments are closed.