Отметки счислимо-обсервованного местоположения позволяют вычерчивать курс вдоль береговой линии ночью и в случае, когда отчетливо видимых береговых объектов мало.

Счислимо-обсервованное местоположение
Часто бывает трудно, а иногда невозможно подобрать три береговых объекта в одно и то же время. В самом деле, подбор даже двух подходящих объектов может быть проблемой, более того, вполне обычна ситуация, когда при движении вдали от берега виден только один пригодный для пеленга объект.
В этом случае для установления местоположения лодки применяется процедура, называемая счислимо-обсервованным определением местоположения. Хотя этот метод не гарантирует такую точность, как крюйспеленг, он все же дает довольно точное представление о том, как лодка движется и где она находится относительно курса. Счислимо-обсервованное определение местоположения включает использование лага и ручного компаса.

Счислимо-обсервованное определение местоположения
Сначала берется пеленг берегового объекта, когда он находится далеко впереди, и снимается показание лага. Пеленг наносится на карту (см. фото вверху). Место пересечения его с линией курса считается предполагаемым местоположением судна (1). Это предположение несколько точнее, чем расчетное, поскольку лодка действительно находится где-то на линии пеленга, можно надеяться, что именно в точке пересечения его с линией курса.
Яхта продолжает двигаться по курсу, пока показания пеленга берегового объекта не увеличатся примерно на 30°, тогда берется второй пеленг и наносится на карту вместе с показанием лага (2).
Пройденное расстояние по лагу измеряется вдоль линии курса от первого пеленга до некой точки, которую мы назовем X. Теперь первый пеленг переносится параллельно до точки X и отмечается на карте (3—6). Точка, где перенесенный первый пеленг пересекает второй пеленг, является местоположением лодки, обводим ее кружочком (7).
На курс яхты во время движения от первого пеленга ко второму могут влиять неизвестные факторы, поэтому процедуру нужно повторять, используя второй пеленг так же, как первый, то есть перемещая его вперед к третьему пеленгу, который нужно будет взять, когда показание пеленга берегового объекта изменится еще на 30°.
Процесс повторяется после прохождения следующих 30°, когда судно находится на траверзе объекта. Отметки местоположения, сделанные к этому моменту, покажут, как движется лодка относительно линии курса.

Счислимо-обсервованное местоположение между двумя объектами
Когда наблюдается мало подходящих береговых объектов или ночью, когда судно движется от маяка к маяку, серию отметок одного объекта можно продолжить, используя другой объект, находящийся впереди.

Pages: 1 2

 

Comments are closed.