Морской компас работает по тому же принципу, что и обычный туристический, где стрелка всегда становится по линии север—юг.
Главное различие между этими двумя компасами состоит в том, что в морском компасе есть несколько стрелок, прикрепленных к картушке снизу так, чтобы, когда стрелки отклоняются, картушка отклонялась вместе с ними, при этом отметка «север» совпадает с северным магнитным полюсом. Это делается для удобства снятия показаний, так как в море картушка вращается медленнее, чем стрелка. Для того чтобы еще в большей степени замедлить вращение, корпус компаса заполняется жидкостью, обычно незамерзающей смесью спиртов.
Магнитное поле Земли лучше всего иллюстрируется старым школьным опытом, в котором магнит помещается под листом с металлическими опилками. Опилки выстраиваются по магнитным линиям, выходящим из полюсов магнита.
Если стрелку поместить в магнитное поле Земли, она точно так же займет положение вдоль магнитных линий, выходящих из полюсов. Так, в любой точке земного шара незакрепленная стрелка займет положение вдоль линии север—юг. Судно может повернуть в любую сторону, но картушка всегда будет указывать одно и то же направление.
На корпусе компаса есть метка, указывающая диаметральную (продольную) линию судна; направление на картушке компаса, совпадающее с этой меткой, указывает направление по компасу, в котором движется лодка. Чтобы управлять по
Вверху справа. Силовые линии, идущие от полюса к полюсу, иллюстрируются с помощью магнита и железных опилок
на карте этого места. Склонение определяется как разница между показанием компаса и географическим севером, вызванная земным магнетизмом; оно бывает восточным и западным.

Девиация
Существует еще один фактор, влияющий на показания компаса на борту судна и вызывающий ошибки. Речь идет о влиянии магнитных свойств оборудования самой лодки на стрелки компаса, например стальных частей мотора и некоторых электрических приборов. На яхтах из дерева и стеклопластика эта ошибка бывает относительно небольшой, но на металлическом судне она может быть значительной.

Девиация определяется как отклонение компаса от географического севера под воздействием магнитного поля самого судна; она также бывает восточной и западной.
Девиация изменяется в зависимости от направления движения лодки, поэтому ее следует учитывать всякий раз при смене курса. Для определения девиации яхту нужно вывести на открытое место, потом пройти по кругу через все точки компаса. Показания компаса, снятые на каждом направлении, сравнивают с истинными пеленгами, указанными на морской карте, разница между ними записывается в таблицу, которая называется картой девиации (пример такой карты см. справа внизу). Данные этой карты указывают девиацию любого курса, по которому может следовать судно, они учитываются при снятии всех показаний компаса.

Главный компас

Pages: 1 2 3

 

Comments are closed.